Hedlund
Masterpieces are not born by chance
Мы ВКонтакте

Полезная информация

Два финских кузнеца: Пекка Туоминен и Юкка Ханкала

Френсис Энглейд

Поскольку я вошёл в Скандинавскую ножевую гильдию через «шведскую калитку», то до сих пор писал преимущественно о ножевиках из этой страны. Это легко объясняется тем, что именно Швеция особенно богата мастерами, которые уделяют максимальное внимание эстетике нордического ножа. К тому же до недавнего времени очень немногие мастера из других скандинавских стран (Дании, Финляндии, Норвегии) посещали международные ножевые мероприятия. Эта ситуация радикально изменилась с созданием Ножевого шоу в Хельсинки (Н. Ш.Х.), на котором я смог установить личные контакты с мастерами из Финляндии. И теперь с удовольствием представляю вашему вниманию двух лучших финских кузнецов, которые внесли неоценимый вклад в организацию Н. Ш.Х.

Пекка Туоминен (Pekka Tuominen)                                                          

Пекка Туоминен родился в 1970 году в Лиэто (Lieto), маленькой деревушке в окрестностях Турку (Turku), на северо-­западе Финляндии. Его отец был плотником, а мать – служащей банка, сейчас они оба пенсионеры. Его дедушка был кузнецом и по необходимости делал ножи для хозяйственных нужд. Пекка всегда нравились ножи! Свой первый нож он получил в 5 лет, и с тех пор не представлял свою жизнь без маленького острого помощника в своих руках. Он очень рано вступил в скаутскую организацию и почти всю свою жизнь провёл вне дома. В 15 лет он серьёзно задумался о том, что в жизни самое главное для выживания, и ответил себе – конечно, это нож. Именно традиционный финский нож – Puukko. С того времени он отыскал и перечитал всё, что было написано об этом поистине символическом в его стране ноже.

В 18 лет Пекка пошёл учиться в специальную школу в Инари, на севере Финляндии, чтобы стать инструктором - ­проводником по самым сложным маршрутам для туристов экстрималов. Именно там он получил базовые навыки по изготовлению Puukko. После двух лет учёбы он был призван на воинскую службу, во время которой вступил добровольцем в финский спецназ, называемый SISSI. Поскольку это воинское объединение специализировалось на партизанской тактике, большую часть времени Пекка проводил в лесах (для справки: леса занимают 86% всей территории страны) – и, конечно, всегда использовал свой нож, чтобы построить укрытие, разжечь костёр и приготовить еду.

Логично предположить, что как раз с той поры у Пекка появилась привычка проводить одну-­две недели в лесу с одним лишь рюкзаком за плечами. Как офицер запаса Пекка Туоминен принимал участие в действиях финского батальона войск ООН в Ливане (один год в 1992–1993 годах), затем в Боснии (также один год в 1996 году) и, наконец, в Косово (полгода в 1999 году). Он любит повторять: «Я в реальной жизни понял, что нож для солдата – это вещь первой необходимости на все случаи жизни (открыть консервы, разжечь костёр, перерезать канат) – и только в исключительных случаях это оружие!»
В армии Пекка получил звание наставника молодёжи, и все приобретённые им навыки и умения пригодились ему в гражданской жизни: несколько лет он работал инструктором в скаутских группах. С 1999 года Пекка живёт на ферме своей жены Pirkko, в Tossavanlathi, к северу от большого озера Keitele. Официально он всё ещё частично занятый кузнец, но 90% его времени занимает изготовление ножей. Остальные 10% он посвящает ферме, где они держат с женой небольшое стадо коров. Несколько лет тому назад министерство образования Финляндии организовало «испытания мастеров» по всем основным ремёслам, включая кузнечное дело и изготовление ножей. Пекка Туоминен – один из семи кузнецов клиночников, кто был удостоен звания «Мастер­кузнец» («Puukkoseppamestari») – статус, которым он очень гордится.

Пекка нравятся все этапы изготовления ножа. Он говорит: «Я не хотел бы всю жизнь заниматься только ковкой, или шлифовкой клинка, или шитьём ножен. Мне нравится делать нож своими руками, потому что я всегда могу использовать новые материалы или новые техники, чтобы сделать приятный глазу и полезный инструмент. Если бы я всё время занимался только ковкой или шлифовкой, мне бы это быстро наскучило». Точно так же, как разнообразные материалы и техники, его внимание привлекают все виды ножей, но, конечно, конёк Пекка – это традиционные ножи Puukko. Очень скромно он комментирует: «Простой человек делает простые ножи». При этом он делает и складники, и кинжалы, и охотничьи ножи, а также Leuku, или «большой нож» – традиционный нож народности Саами из Лапландии.

Для работы в кузне он использует газовую и угольную печи. У него есть падающий молот и гидравлический пресс. Пекка разогревает поковку в печи или в специальном духовом шкафу Evenheat. У него несколько шлифовальных станков и несколько сверлильных, а также небольшой токарно-­фрезерный станок. Он куёт то, что большинство финских кузнецов называют «серебряная сталь», фактически это сталь марки 155CrV3, и ещё – углеродистую сталь марки 52100, пользующуюся высоким спросом среди кузнецов клиночников. Для изготовления дамаска он использует углеродистую сталь марки 15N20, а также 1090. Когда он делает свои ножи «на коленке», он предпочитает коррозионно­стойкую сталь марки RWL 34. Как каждый уважающий себя кузнец, Пекка изобрёл свой собственный способ закалки клинка. Для накладок на рукояти он предпочитает берёзовую кору, кап берёзы и микарту. Он вручную сшивает ножны для своих ножей, причём для выделки кожи использует растительное дубление – более трудоёмкое и сложное, но значительно более качественное.

Ему больше всего нравится простой, но в то же время элегантный стиль таких разновидностей ножей Puukko, как Tommi, с их чёрно­красными кожаными ножнами, Pekanpää с рукоятью из берёзовой коры или Kokemäen с прямоугольной рукоятью. Именно эти ножи принесли ему победу на многих финских чемпионатах. В 2010 году он выиграл соревнование по дизайну, где участники должны были использовать в качестве обязательного материала олений рог. Его складной нож был украшен накладками из отростков рога северного оленя. Позже Пекка разработал несколько вариантов дизайна ножа для Spyderco, хорошо известной американской компании, один из которых уже готовится к серийному производству.
Конечно, Пекка является членом Финской ножевой ассоциации, а также Скандинавской ножевой гильдии. Вы можете встретить его на всех ведущих ножевых шоу Финляндии, в Солингене (Германия) и на Парижском ножевом шоу СИСАК.

В заключение дадим слово Pekka Tuominen: «Изготовление ножей дало мне очень много: у меня много друзей по всему свету, я много путешествую, потому что делаю ножи. Мой девиз – быть лучшим оружейником, тем ремесленником, который всегда ”на пути к мастерству„. Я стараюсь держать свои глаза открытыми и видеть то, что я смогу сделать в следующий раз ещё лучше. Во всяком случае, до сих пор я всегда это видел…»

Юкка Ханкала (Jukka Hankala)Юкка Ханкала принадлежит к другому поколению, нежели Пекка Туоминен, – он родился в 1946 году в местечке Риитиала (Riitiala) в провинции Икаалинен, на западе Финляндии. Его дом – это типичная семейная ферма среднего размера. В каждом таком небольшом селении есть кузня, и Юкка с детства помогал кузнецу делать инструменты и ремонтировать сельскохозяйственное оборудование. Многие члены его семьи были хорошо известными в своей округе мастерами, но в большинстве своём все они были плотниками. Юкка изучил технологию работы с металлом в ремесленной школе, а затем одиннадцать месяцев служил в армии – сначала оператором танковой пушки, а потом командиром танка. Отслужив, он пять лет работал слесарем, а потом вернулся на родительскую ферму. У Юкка и его жены Ауликки четверо детей.
Сначала дела фермы занимали всё его время, но Юкка старался сохранить свои навыки по изготовлению инструментов и ремонту техники. Кузнечное дело всегда оставалось его самым любимым занятием. Например, однажды он выковал многорожковый канделябр с 77 свечами для церкви Икаалинена, это была очень большая и сложная работа. Он делал и другие вещи для своих нужд и для нужд односельчан. Но к концу восьмидесятых годов прошлого века его захватила идея сделать нож. Для любого иностранца, который ассоциирует традиционный финский Puukko с Финляндией, совершенно непонятны будут слова Юкка: «… в стране было совсем немного энтузиастов. Традиционное искусство изготовления финского ножа исчезло несколько десятилетий назад с последними великими мастерами. И, совсем не так, как сейчас, – тогда практически невозможно было найти хоть какую­нибудь литературу или обучающее пособие по изготовлению ножей». Эти слова объясняют, почему Юкка считает себя стопроцентным самоучкой в этой области…

Тем не менее следует сказать, что он вышел «на сцену» в гораздо более удачный период, чем предыдущее поколение, и его ножи очень быстро стали пользоваться большим спросом. К 1995 году его жизненные приоритеты полностью изменились, и он уже фактически стал «изготовителем ножей полного дня». Сначала Юкка делал преимущественно традиционные финские ножи «для нарезки мяса». Он говорит об этом так: «Традиционный финский нож красивый и функциональный, но его основное назначение – нарезка мяса. В Финляндии не было специальных ножей для разделки дичи или рыбы. И я был увлечён идеей сделать функциональный охотничий нож…» Следует ли говорить, имея в виду его жизнь на ферме, что Юкка заядлый рыбак и охотник? Его ферма окружена лесами, полными дичи, и множеством рек и озёр, изобилующих самой разной рыбой. Очевидно, что он явно заполнил пустующую брешь в искусстве изготовления ножей в Финляндии, поскольку в течение трёх лет уверенно выигрывал в соревнованиях, организуемых главным журналом страны для охотников и рыбаков «Metsästys ja Kalastus» («Охота и рыбалка»).

В начале его ножевой карьеры Юкка совершенно очаровал нож, называемый Toijala, который без малейшего изменения изготавливали в течение 150 лет мастера семьи Флинк. Секреты изготовления ножа были полностью утеряны в шестидесятых годах XIX века, с уходом из жизни последнего мастера этого рода. Toijala с клинком на полном хвостовике считается самым красивым финским ножом, но он же и самый трудный в изготовлении.

У Юкка ушло около двух лет, чтобы понять душу Toijala, его природу, его структуру и технику его изготовления. Но первая же «официально представленная» им модель Toijala завоевала приз «Лучший декоративный нож» на главном финском ножевом шоу. Позже он несколько раз выигрывал международные призы, представляя свой нож Toijala. Он всё ещё делает эти ножи, но сейчас всё больше концентрируется на изготовлении ножей собственного дизайна.
Как я уже сказал, начиная с девяностых Юкка занят разработкой собственного дизайна ножей. Поиски своего стиля привели его к простым и чистым линиям, и в то же время его ножи, прежде всего, функциональны: «Нож должен хорошо резать и хорошо лежать в руке». Ошибаются те, кто думает, что простые линии означают более простую работу, потому что даже самая крошечная ошибка в «простом» ноже всегда окажется на виду. Следует отметить, что в последние несколько лет Юкка предлагает вниманию публики всё более витиеватые и сложные ножи, приближаясь к позиции «художественный нож», хотя при этом пытается сохранить «чистые и простые линии» его прежних работ.

Чтобы дать жизнь новому проекту, Юкка нередко тратит на его разработку несколько лет: например, у него ушло четыре года, чтобы закончить его новый нож Mäyry. Но, с другой стороны, некоторые ножи были сделаны им «на одном дыхании» – как, например, его охотничий нож Liekki (дамасский клинок, рукоять из африканского чёрного дерева). Среди других успешных моделей Юкка – финский утилитарный Lastu или Eppu, нож для любителей экстремальных походов, охотников и рыбаков.

Юкка всегда нравились складные ножи, и у него был один такой в детстве, но свой первый складник он сделал уже в 2000 х. Причина простая: поскольку в Финляндии нет налаженного производства складных промышленных ножей, в стране совершенно отсутствует традиция их изготовления вручную.

Юкка использует на своих складниках простую и надёжную систему замка лайнер­лок (liner­lock).

В последнее время он заинтересовался мозаичным дамаском, этот материал просто околдовал его. Не имея на руках никакой достоверной информации, он проделал немало опытов, пока не добился результата. Но теперь Юкка делает самые разные рисунки на своём мозаичном дамаске (ему особенно нравятся изображения животных) и в основном использует его как материал для декоративных накладок на своих складниках и охотничьих ножах. Очень часто он придаёт цвет дамаску методом пропитывания химическими растворами при температуре 120–140 °C – этот процесс очень похож на то, что мы называем «воронение стали». Интересно то, что Юкка, хотя он и старший по возрасту в этой паре мастеров, представляет более «юную», более яркую и более красочную линию своих ножей, чем Пекка, в чьи ножах больше «сумрака» и меньше фантазии. Может быть, это следствие долгой военной службы Пекка?

Свои «ножи для нарезки мяса» Юкка делает из стали марки 15CrV3, охотничьи ножи – из стали RWL 34. Для изготовления стандартного дамаска он использует углеродистые стали марок 15N20 и 1.2842, но для изготовления мозаичного дамаска Юкка набирает 4–5 разных марок стали, плюс 1–2 из серии порошковой стали CPM (Compressed Powder Metallurgy), согласно своему замыслу. Для рукоятей прямых и складных ножей с дамасским клинком он предпочитает африканское чёрное дерево из Мозамбика, эбеновое дерево Макассар, кость лося, ископаемую кость мамонта, но также нередко использует карбонфибру или микарту. Для более традиционных финских ножей он может взять пластины или кору берёзы, отростки рога или кость оленя и т. д. Между прочим, его ножи всегда получают названия разных мест, рек и озёр, которые окружают его ферму.

Кузня Юкка расположена в отдельном здании, и там в его распоряжении: падающий молот, 40 тонный гидравлический пресс и две печи, газовая и угольная. А свою рабочую мастерскую он устроил в бывшем свинарнике, который недавно отремонтировал и разделил надвое: в одной части находятся все необходимые инструменты для черновой работы с металлом и деревом: шлифовальные, токарный и фрезерный станки, сверлильный пресс, ленточные пилы, а также два духовых шкафа для термообработки клинков. На «чистой» стороне он делает ножны и выполняет все отделочные работы по украшению ножей.

***

Оба они, и Пекка Туоминен, и Юкка Ханкала, считают, что изготовление ножей изменило их жизнь к лучшему, и, прежде всего, это занятие дало им возможность установить контакты по всему миру. Эта маленькая деталь имеет очень большое значение в стране, где во все стороны от каждой деревушки – леса и леса без края и где плотность населения – всего лишь 17,25 человека на квадратный километр. Юкка обычно регулярно посещает ножевые шоу: он несколько раз был в США, Германии, Бельгии и Франции (СИСАК) и возвращался домой не с пустыми руками: получил приз в категории «Художественный нож» в Висконсине, США в 2002 году, был награждён в Gembloux в Бельгии в 2008, 2009 и 2010 годах и в Париже в 2010 году.

Мне было очень интересно услышать, что прямо в самолёте, возвращаясь с очередного международного шоу, они с несколькими другими товарищами решили организовать ножевое шоу в Хельсинки. Так же, как Пекка, Юкка носит почётное звание «Мастер­кузнец» («Puukkoseppamestari») и является членом Финской ножевой ассоциации и Скандинавской ножевой гильдии.

Пер. Леры Дружининой