Искусство современной ручной гравировки.

Это делается либо вручную(штихелем),либо с помощью лёгкого молоточка и резца или пневматического молоточка.
Заострённый конец штижеля имеет различный угол заточки,получаемый при шлифовании. тот угол позволяет гравёру вдавливать штихель в металл под определённым углом и вести линию,снимая с поверхности тонкую стружку и оставляя на ней мельчайшие борозды.
Существуют самые различные формы штихелей,использовании которых позволяет применять разные техники и получать разнообразные результаты.
Чаще всего используются штихели прямоугольной и плоской формы. В выборе инструмента большое значение имеет личное предпочтение мастера.
Для получения детального изображения высокого качества гравёр должен очень аккуратно наносить на металлическую поверхность множество линий или борозд различной длины,ширины и глубины.
В принципе,получаемое изображение аналогично эскизу, который художник выполняет пером или карандашом.Мастер может создать впечатляющий узор с орнаментом.
Мастер, обладающий достаточным опытом и выполняющий гравировку в такой сложной технике, как "булино", или создающий орнамент в виде завитка,способен воссоздаь на поверхности металла живой образ,изысканный рисунок с плавным изменением тонов.
"Булино"-название точечной техники,происходящее от итальянского слова,обозачающего маленький ручной резец.
В настоящее время этот термин используется для обозначения метода гравировки,предусматривающиего получение на поверхности металла тысяч крошечных линий или точек, что позволяет создать полутоновые изображения.
Существует также техника создания орнамента в виде завитков,которая требует систематичности и упорядоченности:тысячи отдельных линий или борозд различной длины образуют изображения с тщательной прорисовкой деталей или орнамент-повторяющиеся узоры с завитками.
Обычно такой стиль можно увидеть на страницах старых книг,например Библии.В наиболее приближённом виде и наиболее широко ата тезника встречается в настоящее время на денежных банкнотах.
Способность гравёра отчётливо представлять себе,как должна быть расположена каждая линия,определяет вид законченной работы.
Когда художник-гравёр способен мысленно представить себе изображения и обладает теоретическими и практическими знаниями,он способен создать яркий и живой эмоциональный образ.
Геометрия и заточка штихеля,особенно угол заточки его передней и задней кромки,являются важными для качества гравировки.
Необходимо хорошо владеть техникой шлифования,придания нужной формы и полирования штихеля; в противном случае невозможно получить тонкую аккуратную борозду без заусенцев, и результат работы будет неудовлетворительным.
Для того чтобы в совершенстве овладеть техникой гравировки,развить воображение и научиться создавать красивые изображения,изучить существующие в гравёрном деле повторяющиеся узоры, нужно потратить годы.
Только после этого можно создать уникальный индивидуальный художественный стиль.
Однако у многих начинающих гравёров есть природный дар, который позволяет им быстрее овладевать мастерством.
В течении многих веков основные методы гравирования не менялись. Однако с появлением современных инструментов гравёры получили преимущества,которых у старых мастеров не было.
Компьютерная технология позволяет редактировать фотоизображения или использовать графические редакторы, что облегчает процесс разработки дизайна.
Для овладения в совершенстве искусством гравирования необходимо обладать знаниями в нескольких областях.Их можно отнести к двум категориям:искусству и мастерству.
Если говорить о художнике-гравёре,им должно владеть желание создавать красивые неповторимые узоры; он должен быть знаком с основами других видов исксств и быть талантливым рисовальщиком.
Искусство гравировки может само по себе стать средством самовыражения художника, и его изучению можно посвятить всю жизнь."
Стив Линдсей