Gevgalov
Masterpieces are not born by chance
Мы ВКонтакте

Полезная информация

Рождение «Custom Knife»

Скачать статью (.pdf, 330.2KB)

Краткая история возникновения рынка авторских ножей в Америке

Всё началось в 1968-м… Нет, речь идёт не о «Красном Мае-68» во Франции или каких-то других событиях в мире! Тема нашего разговора – ножи, и нас интересует всё, что с этим связано: как у себя дома, так и во всём мире. Сегодня мы предпримем путешествие в Америку середины XX века (1).

Итак, в 1968 году, спустя несколько лет после выстрела в Джона Кеннеди в Далласе, американский конгресс принял новый закон о контроле над оружием. Основное положение этого закона должно было в значительной мере ограничить торговлю огнестрельным оружием между разными штатами.

Стало довольно трудно перевозить купленный на оружейном шоу в Калифорнии «ствол» в родной Техас или Пенсильванию через все штаты Америки. Этот новый закон оказался большой помехой для коллекционеров оружия, которые постоянно колесили по всей стране в надежде разыскать по сходной цене «старый добрый» S&W (Smith & Wesson) или «тот самый» гравированный кольт (Colt).

Когда входишь во вкус коллекционирования, то не так-то просто остановиться, и поэтому любители такого рода занятия начали искать, что бы ещё  «поколлекционировать». Что-то такое, что предпочтительно сделано из стали, чтобы было гравировано, украшено, вставлено в кожаную кобуру – в общем, какой-нибудь идеальный вариант идеального оружия, не подпадающий под закон 1968 года.

Что это могло бы быть? Да ножи, конечно! Но только ножи ручной работы. Приняли бы закон двадцатью годами раньше, и всем этим новым коллекционерам просто нечего было бы коллекционировать! Потому что единственными заслуживающими внимания ножами были те, что делал Уильям «Бо» Рэндалл (William «Bo» Randall) на своей маленькой фабрике (около 15 служащих) во Флориде.

Конечно, это были превосходные ножи ручной ковки, с широким спектром современного дизайна и вариантов отделки, но 1500—2000 изделий в год было явно недостаточно. Тем не менее им повезло, потому что именно в это время в области изготовления ножей ручной работы произошло несколько важных событий.

Краткая история возникновения рынка авторских ножей в АмерикеВсё началось с человека по имени Боб Лавлесс (Bob Loveless). В 1952—53 годах он работал механиком на борту нефтяного танкера, курсирующего из порта в порт по всему восточному побережью США. Боб был фанатом ножей, и статья о ножах Рэндалла в одном из журналов произвела на него очень сильное впечатление.

Поэтому во время захода его танкера в Нью-Йорк он решил посетить магазин Abercrombie & Fitch (A&F), который предлагал «Рэндалла» среди других спортивных ножей. Однако в тот момент никакого «Рэндалла» в магазине не было, а высокомерный клерк сильно испортил Лавлессу настроение. И тогда Боб решил, что он сам сделает себе нож. Вам эта история ничего не напоминает? Мне – да! Много лет рассказывая о ножевиках разных стран, я вижу, как часто повторяется эта история!.

Так или иначе, на обратном пути Боб заглянул на кладбище старых автомобилей и нашёл там подходящий кусок автомобильной стали. Идея сделать нож на борту нефтяного танкера лично мне кажется безумием, но поскольку Боб служил механиком, то в его распоряжении была небольшая мастерская для ремонта оборудования. Конечно, позже Боб Лавлесс усовершенствует свои технические приёмы, но тогда, с упрямством обиженного мальчишки, он использовал любые подручные средства, чтобы сделать свой нож!

Спустя несколько месяцев Боб снова заглянул в A&F в Нью-Йорке, чтобы показать тому маленькому снобу, на что он способен. Однако в этот раз вместо клерка он встретил в магазине директора отдела спортивных товаров. Этот человек был очарован работой новичка и сразу же заказал несколько таких же ножей для своего магазина. Вскоре он получил ещё больший заказ на 12 дюжин ножей. Лавлесс «списывается на берег», берёт небольшой кредит в банке, покупает необходимое оборудование и делает всю партию ножей в своём гараже. С тех пор это стало делом всей его жизни. Коллекционные авторские ножи.

Краткая история возникновения рынка авторских ножей в АмерикеБоб Лавлесс не просто делал ножи – он привлёк к этому занятию внимание всей страны! В 1969 году он опубликовал в журнале Guns&Ammo целую серию статей с практическими советами по их изготовлению. Позже он напишет несколько книг и выпустит обучающие видеокурсы. Конечно, Боб Лавлесс не изобрёл в прямом значении слова технологию изготовления «гаражных ножей», но именно он сделал это занятие таким популярным и показал «всем заинтересованным лицам», что они могут делать ножи в собственном гараже, обходя любые запреты!

Боб первым продвинул идею использования профессиональной термической обработки при изготовлении клинков, и именно он предложил то разнообразие клинков, которое исчезло в годы Первой мировой войны. Его знаменитые ножи Drop Point, Boot knife, Chute knife, Big Bear и многие другие разошлись по всему свету и были многократно скопированы ножевиками разных стран, ведь при создании своих ножей Боб всегда делал акцент на их востребованности как предмета коллекционирования.

Конечно, у него есть много других заслуг, но сейчас позвольте напомнить, что Боб Лавлесс признан как «Живое Национальное Достояние» коллекционерами штучных ножей в Японии, где при его непосредственном участии была создана Японская ножевая гильдия, и даже самые простые его ножи стоят сейчас на японском рынке от 10 до 15 тыс. долларов США (более подробно о Роберте Уолдорфе Лавлессе см. Прорез, 2010. № 6. – Прим. пер.).

Итак, приблизительно в 1968—1972 годах авторские ножи ручной работы снова стали доступными благодаря методу «гаражных ножей», введённому Бобом Лавлессом и подхваченному многими людьми, желающими сделать «свой нож» сначала для себя и близких друзей, а затем и для продажи. Но возникла проблема – прежние связи между коллекционерами были разрушены законом о контроле над оружием 1968 года.

Краткая история возникновения рынка авторских ножей в АмерикеНеобходимо было заново соединить коллекционеров, а заодно и изготовителей ножей друг с другом, другими словами, организовать рынок. Должен был появиться кто-то ещё, и он появился! Если Боб Лавлесс дал мощный импульс к изготовлению ножей, то человек по имени Рассел (A. G. Russell) нашёл весьма эффективный способ соединить всех потенциальных покупателей. Известный в американском ножевом бизнесе как «A.G», Рассел был сыном армейского офицера, который рано понял, что не был рождён для военной карьеры.

«Чтобы прокормить жену и детей», он начал торговать точильными камнями из арканзаса (кристаллический кремнезём, т. е. кварц) – лучшего «доводочного» абразива в США и одного из лучших в мире. К тому же добывали этот камень в его родном Арканзасе (об арканзасе см. Прорез. 2011. № 3. – Прим. пер.).

Продавая точильные бруски и промышленные ножи, он познакомился со многими людьми из мира ножевой индустрии, затем организовал рассылку товаров по Интернету и параллельно посещал все оружейные выставки. Обдумывая, как поднять уровень своих продаж, он понял, ч то, хотя число ножеделов растёт из года в год, их изделия совершенно теряются на выставках огнестрельного оружия.

Обнаружив стол с ножами в одном месте, заинтересованный покупатель мог найти стол другого ножевика только в другом, каком-нибудь дальнем углу шоу, и не видел всего разнообразия. К тому же все предлагаемые ножи были – если я могу использовать этот каламбур – «убиты» изобилием другого оружия вокруг. И тут Расселу в голову пришла блестящая идея, точнее, даже две…

Краткая история возникновения рынка авторских ножей в АмерикеСначала на большом оружейном шоу в Лас-Вегасе (Las Vegas) и затем на другой выставке оружия в Талсе (Tulsa) в 1970 году он зарезервировал блок на десять или двенадцать столов и пригласил туда тех ножевиков, с которыми он поддерживал постоянные отношения. Результат был потрясающий, и уровень продаж с этих столов был намного выше, чем на любом предыдущем шоу.

А вечером A.G. представил на обсуждение своих друзей вторую идею – создать Гильдию изготовителей ножей, которая вполне могла бы организовать свою собственную выставку «Только для ножей!» Боб Лавлесс стал первым секретарем гильдии, а A.G. – её почётным президентом. Позднее, когда устав гильдии был зарегистрирован Бастером Варенски (Buster Warenski) в Юте (Utah), в него были внесены изменения – вместо секретаря избирался президент, а почётный президент больше не избирался.

Однако основание гильдии было заложено A.G. в 1970-м. В итоге была создана организация с различными членствами: «Испытательное», «Полное», «Партнёрское» (для поставщиков оборудования, материалов и тех, кто оказывает услуги, – фотография, гравировка, скримшоу, термическая обработка, изготовление кожаных ножен или футляров). Для коллекционеров было установлено «Почётное» членство.

С 1971 года Американская гильдия мастеров-ножеделов начала проводить свои собственные клинковые шоу, где были представлены только ножи ручной работы (по этой причине Рэндалл всегда был только гостем ножевого шоу во Флориде, но никогда не был его полноправным членом).

Краткая история возникновения рынка авторских ножей в АмерикеТак, наконец, появилось место, где коллекционеры ножей и их изготовители могли лично встретиться, где покупатели могли подержать в руках любой нож и установить прямой контакт с мастерами. Крупные магазины хорошо приспособлены для серийной продажи промышленных ножей, но они не в состоянии показать покупателю весь спектр продукции небольших компаний и частных мастеров. Клинковое шоу оказалось лучшим ответом и очень мощным инструментом для разворачивания нового явления в жизни страны – изготовления ножей ручной работы.

Вслед за Гильдией найфмейкеров появилась (в 1976 году. – Прим. пер.) другая организация: Американское сообщество кузнецов-клиночников – A.B.S. (American Bladesmith Society), под крылом Билла Хьюза (Bill Hughes 2) и Билла Морана (Bill Moran). Уильям (Билл) Моран (1925—2006) – ещё один легендарный найфмейкер, дизайнер и кузнец, который был первым, кто возродил изготовление ножей из дамасской стали в Америке в семидесятых годах прошлого столетия.

Его называют «дедушкой американского ножестроения» и отцом-основателем A.B.S. Основной целью новой организации было сохранить и развить кузнечное дело в современном мире посредством весьма динамичной программы семинаров и курсов. Обучающие программы A.B.S. оказались очень эффективными, и вскоре количество кузнецов-клиночников в стране и качество их работ значительно возросли. Решение использовать Blade Show как вариант ежегодной общей встречи также оказалось очень успешным и выгодным для всех.

Известно, что для успеха любого начинания необходим важный фактор: информированность широкой публики. Чтобы не усложнять повествование, назову три имени: Блэки Коллинс (Blackie Collins), Джим Вейер (Jim Weyer) и Брюс Войлс (Bruce Voyles). Блэки Коллинс (1939—2011) – вероятно, самый продуктивный дизайнер ножей за последние десятилетия наряду с Бобом Лавлессом.

Краткая история возникновения рынка авторских ножей в АмерикеВ 1973-м он стал основателем «Американского Клинка» (American Blade) (который позже с тал п росто «Клинком» (BLADE)), и это был первый качественный журнал, полностью посвящённый ножам. Однако несколько лет спустя Блэки Коллинс, слишком занятый своим собственным ножевым бизнесом и дизайном оружия, доверил «Американский Клинок» молодому энтузиасту Брюсу Войлсу, который вдохнул в журнал новую жизнь, а позднее и создал знаменитое Blade Show в Атланте, являющееся на сегодняшний день самым большим ножевым шоу в мире (несколько лет назад Брюс продал журнал и клинковое шоу одной издательской группе).

В последующие годы, как грибы, стали появляться новые журналы и ежегодники. Но нужно было обладать богатым воображением, что-бы суметь оценить работы, представленные в этих ранних публикациях. Проще говоря, невзрачные чёрно-белые фотографии не могли показать ножи во всей их красе.

Ситуацию изменил человек по имени Джим Вейер. Профессиональный фотограф, он успешно работал в рекламном бизнесе с крупными заказчиками, но однажды заболел и надолго «застрял» в больнице. Чтобы убить время, Джим много читал, и среди прочих в его руки попали журналы о ножах ручной работы. Он нашёл ножи великолепными, а качество фотопечати отвратительным и решил Билл Моран (William F. Moran).

1 Данный текст – адаптированная часть лекции, прочитанной автором на конференции в Sävsjö в Швеции в ноябре 2006 года. Публикуется впервые.

2 Билл Хьюз (Bill Hughes) – автор книг о ножах и большой фанат изготовления ножей, административный менеджер в одном из университетов. Его связи в области образования позволили A.B.S. развить и осуществлять очень честолюбивый план преподавания кузнечного дела в США.

Все фотографии к этой статье любезно предоставлены Джимом Купером (Jim Cooper, SharpbyCoop Studio).